О чём говорят рисунки детей

31.12.2013 06:58

Полный анализ рисунка может провести только специалист, который изучал эту методику и не один год. Но сами основы рисуночных методик достаточно просты и их может (а возможно и должен) знать каждый родитель, имеющий на своем попечении подрастающее чадо. Эти знания позволят родителю не пропустить, если они возникли, какие-то детские тревоги и страхи и вовремя помочь ребенку, поддержать его, поговорить с ним, а если выяснится, что проблема серьезная, то вовремя обратиться за помощью к специалистам. 

 

Один из самых известных проективных тестов называется «Рисунок семьи». Сам тест можно проводить с ребенком начиная с 4-х летнего возраста, однако, если ваша детка хорошо уже в три года владеет карандашом и постоянно что-то рисует, то можно провести и в три года. Т.е. тест можно проводить тогда, когда ребь рисует на «осьминожков» в виде человека, а уже человека с руками и ногами и туловищем. 

 

Итак, вы решили посмотреть, что же у вашего замечательного ребенка на эмоциональном уровне. Хорошо. Что же нужно для проведения теста? Нужны цветные карандаши и бумага. Если хотите провести сюжетный анализ и анализ цветовой гаммы, то тогда лучше пользоваться красками. Все готово?! Замечательно! Теперь смотрим на наше чадо.

Ребенок в нормальном, ровном настроении, он не возбужден (не важно положительно или нет), в семье атмосфера спокойная (т.е. накануне по квартире ничего не «летало»). Все хорошо? Вот тогда можно предлагать ребенку порисовать. 

 

Ребь берется за дело, а вы сидите рядом и наблюдаете за его процессом творчества. Раз уж ребенок настроился на творческий процесс, то не мешайте ему. По окончании работы не спешите делать выводы, даже если рисунок показался очень информативным. Это может быть ситуативный рисунок. А вот если при повторе рисования через 1-2 недели ребенок повторяет одни и те же настораживающие вас детали, то тогда стоит задуматься. 

Когда ребенок творит, родитель не просто сидит рядом, он наблюдает. Наблюдает, Но не вмешивается. Обратите внимание на то что и как начал рисовать ребенок. Ребенок нарисовал Вас Большой, а остальных членов семьи маленькими и сам прокомментировал: Не влезли! Для ребенка 3-5 лет это нормально, ведь мама занимает в жизни ребенка Большее место, вот и Большая. 

 

Наконец, ребенок закончил свою работу. Молодец! – говорим мы ребенку. А теперь расскажи мне, родной, что же ты такое нарисовал? Очень интересный рисунок! Ребенок охотно вам расскажет, что оказывается на рисунке вовсе не крокодил, а любимая кошка Мурка, а еще там не разбойники на заднем плане, а ваши соседи по даче (милые люди!). Да много чего еще может вам рассказать ребенок о своем рисунке того, что вам и в голову бы не пришло. Главное не торопить ребенка, а слушать и слышать ребенка. Не торопитесь с выводами.

Что делать Не Надо? 

 

1. Пытаться анализировать Все рисунки ребенка, особенно те, что он рисовал «по заказу» в саду или на развивалках. 

 

2. Не стремитесь додумывать непонятные вам элементы рисунка и их интерпретировать. 

 

3. И уж совсем не стоит делать анализ при ребенке, делать вашему чаду замечания и допытываться с «пристрастием» почему у тебя мама в красном, а папа в зеленом?

Так, с первым этапом разобрались. Теперь давайте посмотрим на возрастные стадии в развитии рисования. Подчеркиваю, что это Основные стадии и они могут не всегда совпадать со стадиями развития вашего собственного ребенка. Если он (ребенок) не «дорисовался» до следующей стадии, то это вовсе не обязательно отставание в развитии вашего чада. Чем больше у ребенка есть возможность произвольно рисовать то, что он хочет, а не то, что Надо, тем быстрее перейдет к следующей стадии рисования.

 

Теперь о самих стадиях. Названия этих стадий условно, просто лично мне так удобнее их называть:

 

1. Каля-маля. Деть учится держать карандаш, его задача развить кисть и удерживать карандаш, фломастер, мелок, кисточку в руке. Ваше чудо учится рисовать линии, кривые, окружности и спирали, иногда у него получаются фигуры. Здорово! Ребь так захвачен этим удивительным процессом, когда он сам не знает, что получится, что рисует на любой поверхности, что под руки подвернулась. Иногда родители не разделяют восторга ребенка по поводу его творчества. Ну, что ж, искусство понять не каждому дано, а художника обидеть может каждый!

 

2. Так, линии освоили? Да! Значит переходим к другой стадии. Назовем ее Ассоциативной. Ребь рисует что-то непонятное, но до хрипоты и обиды доказывает непонятливым взрослым, что Это Автомобиль, а вот Это не осьминог, а Папочка Любимый! Раз от раза взрослые уже видят то, что для самого ребенка и так понятно. Предметы начинают приобретать знакомые очертания и образы. Ну, вот, дорогой родитель научился, наконец, видеть рисунок, значит можно переходить к другой стадии. 

 

3. Рисунки ребенка начинают приобретать эстетическую выразительность. Эдакий художественный привитимизм. Ребенок начинает рисовать не только предметы, но и движение, эмоции. Наш ребенок, как истинный художник рисует все, что видит вокруг себя. Чаще всего ребенок рисует по памяти. 

 

4. Вашему ребенку больше пяти лет? Он уже может рисовать с натуры.

Ну вот, теперь вы знаете основные этапы развития детского рисунка и можно перейти к основным параметрам анализа детского рисунка. Начнем с простого, с цветовой гаммы. Примерно к трем годам ребенок начинает активно использовать в своих рисунках цвет. Вот вы даете ребенку краски или цветные карандаши и просите нарисовать красивую картинку. Какие цвета выбирает ваш ребенок?

 

Если в рисунке присутствуют в основном теплые тона: желтый, оранжевый, розовый или спокойно холодные тона: зеленый, синий, голубой – то в психологической литературе по детскому рисунку такой выбор называют эмоционально положительным настроем.

 

А вот если ваш деть часто использует красный цвет – это может говорить о эмоциональном напряжении или агрессии. А может ничего и не значит (ну Нравится мне Этот Цвет, нравится!). Если ваше чадо подвижное и эмоциональное, то красный цвет для него не агрессия, а движение, энергия, что бьет из вашего ребенка ключом. Такие дети нередко выбирают красный, бордовый, малиновый. 

 

Вот ваш маленький художник «разлил» на листе бумаги фиолетовый цвет и его оттенки… присмотритесь повнимательней к ребенку. Фиолетовый цвет часто говорит о какой-то напряженности, которую испытывает автор рисунка. 

 

На рисунке преимущественно бледные или, наоборот, темные цвета: серый, черный. Обычно такие цвета выбирают «серьезные» дети, дети мыслители, которые не любят шумных игр и суете. НО! Если черный цвет ваш ребенок выбирает из рисунка в рисунок и он значительно преобладает над другими цветами, то это сигнал для родителя: Присмотрись! Что и Как рисует ребенок? Какие линии и очертания? Линии жирные, нажим сильный, в рисунке много заштрихованных черным цветом элементов, то это повод показать рисунок психологу и проконсультироваться с ним на предмет возможных проблем (подавленность, тревожность) 

 

Картинка вашего ребенка состоит сплошь из ярких цветов? Не спешите делать выводы. Если вашему Художнику 3 года, то деть яркими цветами подчеркивает Красивое! Так что если мама на рисунке вашего ребенка имеет ярко красный цвет, то не огорчайтесь, наоборот, гордитесь! Ребь считает Вас Красивой. Дети этого возраста яркие цвета выбирают для красивых предметов и деталей, а для мало интересных используют темные.

Глаза – зеркало души. Поэтому в рисунке глаза могут сказать вам очень многое. Большие глаза – это тревожность и страх (когда мы пугаемся, то делаем Большие глаза). Если большие глаза только у одного члена семьи, то это обозначает, что именно этот человек испытывает страх, по мнению ребенка.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья – улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. 

 

Ребенок на рисунке сильно выделяет рот и зубы, то в глазах ребенка этот человек воспринимается как вербального агрессора. И вовсе это не значит, что такой человек много говорит, но он может по отношению к ребенка выдавать колкие замечания. 

 

А если любимая бабушка или мама вообще без рта нарисована? Есть повод задуматься, возможно вы слишком Часто ругаете своего ребенка? Если ребенок у других людей на рисунке рисует эти части тела, а у одного персонажа пропускает, есть повод насторожиться. 

 

Голова – это вместилище «ума». Все умные герои у ребенка на рисунке изображены с большими головами (а как же! если умный, то мозгов много, значит, и голова большая! - так мне мой деть в свое время объяснила почему у нее голова Большая, а у мамы маленькая). 

 

Уши – это в понятии ребенка не самый важная деталь, поэтому дошкольники часто уши просто не рисуют. Впрочем, оно и понятно. Зачем человеку уши? Вам каждый ребенок скажет: Уши нужны для того, чтобы слышать мнение других о тебе. А если это мнение, ну, скажем не очень лестное? Вот и я о чем! Кому же понравится слушать нелестное мнение о себе? Критика, вещь неприятная, хоть и полезная. 

 

Ваш ребенок нарисовал у всех фигур уши, а у себя нет? Что это значит? Это значит, что он может критиковать других! А как же! – думает деть, - имею право! А вот слушать ответную критику, ну это вы увольте. Вот и рисует себя без ушей. Так спокойней. А если вы на рисунке или папа нарисованы с ушами, как у Чебурашки? Что это значит? Да все просто! Это значит, что ребенок считает, что именно Вы или папа должны больше Слушать, чем говорить.

Округлые фигуры людей, расставленные в разные стороны руки и ноги – это типичные рисунки малышей. Если ребенок рисует угловатые или вытянутые рисунки с прижатыми или спрятанными руками и ногами – это может указывать на скрытность и замкнутость, на то что ребенку не с кем поделиться и он скрывает в себе чувства.

 

Руки – это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.

 

Маленькие, короткие, спрятанные ручки – символ слабости – «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки. 

 

Большие руки и множество пальцев – символизируют силу изображаемого персонажа.

Что такое лист бумаги для вашего художника? Лист – это мир. Большинство детей стараются занять весь лист рисунком. Это хорошо. Ребь чувствует себя «центром» своего мира. Он Главный, а мир крутиться около него. А вот если ваш ребенок изображает мелкие детали, большая часть остается пустой – это может говорить о заниженной самооценки ребенка. Что чувствует такой ребенок? Мир огромный и пугающий, а я Маленький и Слабый. Подумайте, если видите такой рисунок. Может быть кто то из родных слишком стог к малышу?

 

Ваше чудо рисует Солнце, цветы, птиц, травку – очень хорошо! Это говорит о позитивном эмоциональном настрое. 

 

Ваш ребенок не очень открыт, все держит в себе. Для него важно понимать и выполнять установленные правила и порядок, он с трудом привыкает к новым людям, обстановке, изменившимся условиям? На рисунке это может выражаться в обилием мелких деталей. 

 

А может быть ваш ребенок закрыт от всех? Он чувствует, что в семье есть темы и секреты к которым его не допускают? (мал еще! Это не для детей! Не детская это проблема). На рисунке такого ребенка будут присутствовать закрытые шкафы, замки, сундуки, ставни на окнах и т.д.

Нарушенные пропорции. Ребенок рисует одни предметы крупнее, чем все остальные. Это могут быть значимые для ребенка люди или предметы (не важно положительное это значение или отрицательное). А еще большие предметы, что нарисованы в горизонтальной плоскости обозначают их место в системе семьи.

 

А если ребь на рисунке нарисовал больше всех Телевизор? Что это значит? Это значит, дорогие мои взрослые, что у вас непререкаемым авторитетом, по мнению ребенка, является Телевизор. Есть повод задуматься? Правда? Вот и сам собой напрашивается вопрос в этой ситуации: кто занимается воспитанием ребенка в семье? Телевизор? Тогда пора менять систему, если, конечно, не хотите, чтобы и дальше воспитанием вашего чуда занимался Телевизор. 

 

Расстановка на рисунке тоже много чего может сказать. Самых близких и дорогих людей ребенок рисует рядом с собой. Их руки протянуты друг другу – это Команда, дружба и Любовь. Если фигуры располагаются в отдалении друг от друга, нет взаимодействия на рисунке, есть преграды, значит, ребенок видит разобщение, нет психологического контакта с отдельными членами семьи. 

 

Порой дети рисуют на рисунке людей или персонажи, которых нет в реальности. Обычно это некая компенсация, ребенок рисует то, что ему не хватает. Стоит расспросить ребенка об этом поподробнее. Возможно, вы узнаете, чего ребенку не хватает в реальной жизни.

 

Если ваши руки большие – это значит, что именно вы держите «в руках» самого ребенка или всю семью, если руки Самые большие. А вот поднятые руки, это признак защиты или ссоры. Однако не всегда. Если по сюжету люди прощаются или здороваются, то это жест оправдан самим замыслом, сюжетом. Но если ребенок изображает себя постоянно у угрожающих позах, он тем самым показывает, что хочет чтобы его боялись. Подумайте, что заставляет ребенка желать именно этого? От чего он защищается? 

 

Ноги – это опора. Если фигуры на рисунке ребенка опираются на какую-то опору (пол, земля, трава, ковер…) – это хорошо. Ребенок уверен в своих силах, он «устойчив».

 

Так, что там еще мы видим на рисунке? Ага! Острые ногти, зубы, мечи и ножи, кулаки и разнообразное оружие. О чем это может сказать родителю? Да, пока ни о чем! Расспросите сначала ребенка, прежде чем приписывать ему высокий уровень агрессивности и принимать соответствующие меры. Возможно, ребенок расскажет вам о новых приключениях пиратов и о том, как он этих пиратов воспитывал. Значит, растет сказочник. А фантазия это хорошо! Фантазия позволяет ребенку желать большего и этого большего достигать, если, конечно родитель помогает ему в этом, развивает эту фантазию и направляет в конструктивное русло. Но, если ребенок из рисунка в рисунок рисует одно и тоже, вот тогда действительно пора забеспокоится и повнимательнее посмотреть на свое чадо.

Так, что там еще мы видим на рисунке? Ага! Острые ногти, зубы, мечи и ножи, кулаки и разнообразное оружие. О чем это может сказать родителю? Да, пока ни о чем! Расспросите сначала ребенка, прежде чем приписывать ему высокий уровень агрессивности и принимать соответствующие меры. Возможно, ребенок расскажет вам о новых приключениях пиратов и о том, как он этих пиратов воспитывал. Значит, растет сказочник. А фантазия это хорошо! Фантазия позволяет ребенку желать большего и этого большего достигать, если, конечно родитель помогает ему в этом, развивает эту фантазию и направляет в конструктивное русло. Но, если ребенок из рисунка в рисунок рисует одно и тоже, вот тогда действительно пора забеспокоится и повнимательнее посмотреть на свое чадо. 

 

Если ребенок рисует некрасивые, небрежные, страшноватые фигуры, то возможно, он чувствует себя не очень уютно в мире и нуждается в поддержке и одобрении. Возможно он сам себе не нравится. Может быть, какое то неосторожное слово или замечание позволило ребенку сделать вывод, что он недостаточно хорош? Если это так, то поспешите исправить это. Ребенок должен чувствовать себя Любимым, тогда он, его душа распускаются и развиваются так, как заложил сам Господь.

Вашему чаду 4-6 лет. У него относительно четкие контуры на рисунке, при раскрашивании он немного выходит за «границы» - это возрастная норма. Другими словами – Все Хорошо!

Так, а это что? Слабые и прерывистые линии, штрихи не доходят до «границы». Ребь «устал» закрашивать и закрасил только середину. О чем это говорит внимательному взрослому? Это может говорить о «слабости»НС, нерешительности ребенка, его заниженной самооценке и повышенной тревожности. Записали? Запомнили? Очень хорошо. Да только это может и ни о чем не говорить! Ну устал ребенок и Все! Ему скучно, надоело, вот и не закончил рисунок. Но, если такие рисунки у ребенка постоянно, тогда …читайте выше. 

 

А если ребенок рисует так, что нажимая на карандаш рвет бумагу или ломает сам карандаш? Линии нарисованы с сильным нажимом. Ребенок обводит рисунок по контору несколько раз, сильно заштриховывает его? Вот это должно настораживать, потому что такой рисунок говорит о том, что ребенок реально чего-то боится, что-то тревожит ребенка. А вот что именно его тревожит должны понять вы. А если сами не можете понять, то обратитесь к детскому психологу за помощью. 

 

А вот еще один рисунок. Все нарисовано хорошо и четко, а вот комар или змея или еще что-то нарисовано очень слабыми, тоненькими линиями. Ваш художник этого боится, боится так, что и их изображение вызывает у него страх. Вопрос: зачем он это рисует, если боится? Ответ прост. Вот вы, когда боитесь, хотите избавиться от страха? Хотите? Правда? Вот и деть Хочет. Рисуя то, что его тревожит он как бы делится этим страхом с листом бумаги, разделяет этот страх и он становится чуточку легче. 

 

Вашему ребенку больше 4-х лет? Тогда ему смело можно предложить кроме свободного рисунка нарисовать рисунок по определенной тематике:

 

• Моя семья.

 

• Я сам.

 

• Я и мой детский сад

 

• Семья животных

 

• Несуществующее животное

 

В каждом таком рисунке ребенок в первую очередь будет изображать себя. Делать «проекцию». Причем ребенок может не захотеть нарисовать свою семью по каким то причинам, но согласится нарисовать семью какого-то животного. А такой рисунок намного информативнее, чем Моя семья. 

 

Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных.

Ваш ребенок решил запечатлеть себя, любимого? Замечательно! На что нужно обратить внимание? Посмотрите насколько хорошо прорисованы черты лица: нос, глаза, рот. Лицо – это символ социальной сферы, как ребенок его прорисовывает показывает вам уровень его самоуважения и адаптации в обществе. Помните, когда ваш ребенок был совсем маленьким, то он закрашивал лица людей в раскрасках? Причем лица могли быть разного цвета: зеленого, красного, оранжевого. Маленькие дети еще не осознали свое собственное «Я», не воспринимали себя отдельной личностью, вот это и отражалось в рисунках. Если и в более старшем возрасте ребенок продолжает закрашивать лица, то причины могут быть иными: от стремления «спрятаться» от постоянного контроля, до просто скрытого раздражения. 

 

Ребенок решил нарисовать рисунок «Моя семья» и подарить вам его на день рожденья. Прекрасная мысль! Посмотрите как он это делает. Тут важны детали: в каком порядке он рисует членов семьи, где помещает себя, нарисовал ли всех членов или кого-то оставил за границами рисунка (сестра в школе, папа на работе, бабушка в деревне)

Если ребенок начинает рисунок с себя – это значит, он чувствует себя в своем мире. Порой ребенок первым рисует самого авторитетного члена семьи, потом по убывающей. Не очень хороший признак, если ребенок последним рисует себя. Значит, он чувствует себя малозначимым. В литературе описываются рисунки, на которых ребенок рисует только себя (эгоцентризм в высшей степени), но если честно, мне не приходилось лично встречать таких рисунков. Возможно если такой рисунок появится у вас это будет говорить не о эгоистичности ребенка, а о том, что он не понял вашу инструкцию. Не торопитесь с выводами. 

 

Ребенок нарисовал не всех членов семьи. Это может говорить о трудностях взаимодействия ребенка с этим членом семьи, а может просто обозначать то, что данного члена семьи просто сейчас Нет в доме (уехал). Но если такие рисунки повторяются даже когда этот член семьи вернулся есть повод задуматься: У нас проблема? 

 

На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.

 

Ребенок нарисовал рисунок «Я в детском саду». Так, посмотрим, что у нас тут? Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки – это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.

 

Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.

 

Если ребенок рисует только здание детского сада без людей – это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

 

Ну и на «закуску» … если моей довольно большой статьи по детскому рисунку вам недостаточно, и вы хотели бы что-то еще почитать то рекомендую: Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация».

 

Автор: Елена Хритова

 

источник: сайт "аниматория"